Восстановление и зарядка аккумулятора

В результате неправильной эксплуатации автомобильных аккумуляторов пластины их могут сульфатироваться, и он выходит из строя.

Известен способ восстановления таких батарей при заряде их "ассимметричным" током. При этом соотношение зарядного и разрядного тока выбрано 10:1 (оптимальный режим). Этот режим позволяет не только восстанавливать засульфатированные батареи аккумуляторов, но и проводить профилактическую обработку исправных.



На рис. 4.2 приведено простое зарядное устройство, рассчитанное на использование вышеописанного способа. Схема обеспечивает импульсный зарядный ток до 10 А (используется для ускоренного заряда). Для восстановления и тренировки аккумуляторов лучше устанавливать импульсный зарядный ток 5 А. При этом ток разряда будет 0,5 А. Разрядный ток определяется величиной номинала резистора R4.

Схема выполнена так, что заряд аккумулятора производится импульсами тока в течение одной половины периода сетевого напряжения, когда напряжение на выходе схемы превысит напряжение на аккумуляторе. В течение второго полупериода диоды VD1, VD2 закрыты и аккумулятор разряжается через нагрузочное сопротивление R4.

Значение зарядного тока устанавливается регулятором R2 по амперметру. Учитывая, что при зарядке батареи часть тока протекает и через резистор R4 (10%), то показания амперметра РА1 должны соответствовать 1,8 А (для импульсного зарядного тока 5 А), так как амперметр показывает усредненное значение тока за период времени, а заряд производится в течение половины периода.

В схеме предусмотрена защита аккумулятора от неконтролируемого разряда в случае случайного исчезновения сетевого напряжения. В этом случае реле К1 своими контактами разомкнет цепь подключения аккумулятора. Реле К1 применено типа РПУ-0 с рабочим напряжением обмотки 24 В или на меньшее напряжение, но при этом последовательно с обмоткой включается ограничительный резистор.

Для устройства можно использовать трансформатор мощностью не менее 150 Вт с напряжением во вторичной обмотке 22...25 В.

Измерительный прибор РА1 подойдет со шкалой 0...5 А (0...3 А), например М42100. Транзистор VT1 устанавливаются на радиатор площадью не менее 200 кв. см, в качестве которого удобно использовать металлический корпус конструкции зарядного устройства.

В схеме применяется транзистор с большим коэффициентом усиления (1000...18000), который можно заменить на КТ825 при изменении полярности включения диодов и стабилитрона, так как он другой проводимости (см. рис. 4.3). Последняя буква в обозначении транзистора может быть любой.

Для защиты схемы от случайного короткого замыкания на выходе установлен предохранитель FU2.

Резисторы применены такие R1 типа С2-23, R2 — ППБЕ-15, R3 — С5-16MB, R4 — ПЭВ-15, номинал R2 может быть от 3,3 до 15 кОм. Стабилитрон VD3 подойдет любой, с напряжением стабилизации от 7,5 до 12 В.

Приведенные схемы пускового (рис. 4.1) и зарядного устройств (рис. 4.2) можно легко объединить (при этом не потребуется изолировать корпус транзистора VT1 от корпуса конструкции), для чего на пусковом трансформаторе достаточно намотать еще одну обмотку примерно 25...30 витков проводом ПЭВ-2 диаметром 1,8...2,0 мм. Эта обмотка используется для питания схемы зарядного устройства.

14 комментариев

vovalvov70 16 февраля 2012 10:27
Схема работает только при увеличении тока заряда сильно греется резистор Р3 по схеме 5Ват я поставил 8Ват.А резистор Р4 нагревается так что даже провода отпаитаются.На малом токе заряда до 1,5А работает стабильно ничево не греется.
gray24 16 февраля 2012 11:01
Цитата: vovalvov70
только при увеличении тока заряда сильно греется резистор Р3 по схеме 5Ват я поставил 8Ват.

показания амперметра РА1 должны соответствовать 1,8 А max, почитай описание
Андрей 4 июня 2014 09:26
Подскажите, при включении схемы сгорает стабилитрон Д814, с чем может быть связано?
vallus 4 июня 2014 18:30
Цитата: Андрей
при включении схемы сгорает стабилитрон Д814, с чем может быть связано?

R1 установлен не тот,VT1 пробит либо неправильно подключен,стабилитрон неправильно подключен,ошибка монтажа и т.д.
Андрей 10 июня 2014 16:42
Все внимательно проверил, детали исправны, номинал как на схеме, впаял новый стабилитрон, заменил сгоревший предохранитель (вместо 10А поставил 5А) включил-работает. На выходе регулилируется от 0 до 12,2в (трансформатор выдает 24в), VT1 около 30 градусов R4 греется капитально, при регуллировке напряжения стрелка на амперметре показывает от 0 до 0,5А нормально ли это?
baron 12 июня 2014 11:19
А вы сами подсчитать не можете ?
12/28 равно 0,42 ампер ( 500мА )
мощность резистора должна быть 12*0,5 равно минимум 6 ватт, на схеме указан 15 ватт

По R3 ( 0,5 ОМ ) - при 10 А на шунте падение напряжение составит 5 вольт. Выделяемая мощность 50 Ватт, вам это надо ?

С таким как на схеме R3 ток на заряд не должен превышать 3А.
vallus 12 июня 2014 14:40
Цитата: Андрей
трансформатор выдает 24в
мне кажется это маловато.Я обычно выбираю трансформаторы 16-18 в для моста и 26-28 для однополупериодного выпрямителя.
Цитата: Андрей
VT1 около 30 градусов
не надолго.Здесь все сильно греется,так что ставь радиатор по мощнее либо с куллером.
Цитата: Андрей
R4 греется
так и должно быть. Ставь мощьнее.
Цитата: Андрей
амперметре показывает от 0 до 0,5А
Это ток через R4
Цитата: baron
С таким как на схеме R3 ток на заряд не должен превышать 3А.

Я ставил 0,1 Ом 10 Ватт.В целом вся схема это большой кипятильник.
Андрей 13 июня 2014 12:55
С таким как на схеме R3 ток на заряд не должен превышать 3А.
Не обслуживаемые аккум.(у меня такой) рекомендуется заряжать 1/20 тока-
больше 2-2,5 ставить не собираюсь, хотя R3 можно и уменьшить.

амперметре показывает от 0 до 0,5А
Это ток через R4.
Это понятно, непонятно как регулировать ток заряда аккумулятора.
baron 15 июня 2014 07:28
А чем вас R2 не устраивает ?
Kastor 16 июня 2014 15:13
Собрал ,все работает. Диоды поставил Д245, а транзистор буржуйский - 2N6282. Самое интересное , что при включении цифрового мультиметра последовательно в цепь вместо амперметра -она перестает работать. По-ходу, тестер из-за пульсаций не работает как амперметр в режиме постоянного тока.
Андрей 16 июня 2014 22:40
Тем что регулирует от 0 до 0,5А (точнее говоря 0,4А)
baron 17 июня 2014 07:06
вам ток не поднять ? проверяйте цепь реле , реле на 12 вольт ( 24 вольта ) ? при включении питания контакты реле К1.1 - К 1.2 замыкаются. Если с реле все в порядке повесьте вместо аккумулятора автомобильную лампочку или другую нагрузку на 12/2 равно 6 ОМ, если ток будет 2 А , значит у вас убитый аккумулятор, Если нет возможно просадка напряжения на трансформаторе

Параллельное сопротивление Калькулятор параллельного соединения резисторов
Андрей 27 июня 2014 22:10
Все работает.
Спасибо всем за помощь.
Петрович_1950 21 января 2015 19:45
Вместо R4 лучше поставить слаботочные 24- 28 вольтовые лампочки в параллель.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Войти через
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Введите два слова, показанных на изображении:
© 2010-2017 Все права соблюдены.