Информация к новости
  • Просмотров: 19214
  • Добавил: Kail
  • Дата: 9 июня 2011
9 июня 2011

Регулятор тембра

Категория: Схемы » Аудио схемы

Каждый, кто занимался конструированием звукоусилительной аппаратуры, сталкивался с проблемой хорошего качества звуковоспроизведения при достаточном увеличении усиления на краях звукового диапазона частот, поскольку именно при подъеме частотной характеристики на НЧ и ВЧ очень хорошо заметны вносимые темброблоком искажения на средних частотах. Проявляется это в исчезновении первоначальной естественности и "натуральности" звучания, что больше всего заметно на частотах 3...10 кГц. Человеческое ухо воспринимает эти искажения как изменение тембра голоса и "сливание" звуков. Заметны при этом и интермодуляционные искажения каскада усиления в блоке тембров. Поэтому усилитель в блоке тембров тоже должен быть достаточно линеен, т.е. он не должен быть худшим звеном всего звукоусилительного комплекса. Поскольку для домашнего комплекса в большинстве случаев достаточно корректировки АЧХ лишь в области НЧ и ВЧ, я решил отказаться от многополосного регулятора тембра (эквалайзера). После некоторых экспериментов удалось найти простой и оптимальный вариант схемы блока тембров.

Я использовал операционный усилитель (ОУ) скоростного типа из серии 574УД1. Этот ОУ имеет скорость нарастания выходного напряжения не менее 50 В/мкс. С целью дальнейшего улучшения параметров этого ОУ я "усовершенствовал" его выходной каскад. Для этого дополнительно установлены два транзистора — VT3 и VT4. Транзистор VT3 — эмиттерный повторитель, VT4 — генератор тока (динамическая нагрузка для VT3). Без этих транзисторов коэффициент гармоник (Кг) DA1 на нагрузке 10 кОм может достигать более 0,1% на частоте 5 кГц. При Rн — 41 кОм Кг уменьшается в 10 раз. Эти же добавочные транзисторы уменьшают Кг как минимум в 5 раз!

Регулятор тембра


Известно также, что конденсаторы всех типов вносят нелинейные искажения в звуковой сигнал вследствие различных физических процессов на их обкладках [1]. Схема этого блока тембров является доработкой схемы, опубликованной в [2] рис. 1. Но, кроме дополнительных транзисторов, в схему добавлены еще два полевых транзистора — VT1 и VT2. Они не только прекрасно согласуют высокоомный регулятор громкости с низкоомным входом блока тембров, но и позволяют установить на входе схемы сравнительно малую емкость С2. Их желательно подобрать по начальному току стока и напряжению отсечки, так чтобы обеспечить близкое к нулевому напряжение на истоке VT1. Это благоприятно сказывается на уменьшении Kг DA1, поскольку Кг ОУ довольно сильно зависит от ве личины постоянного напряжения на его выходе. В авторском варианте VT1 и VT2 использовались из одной партии и серии, поэтому никакого подбора по параметрам VT1 и VT2 производить не пришлось. Некоторую разницу в параметрах VT1 и VT2 можно компенсировать, установив в цепь истока VT2 подстроечный резистор 1...2,2 кОм. Это позволяет избавиться от разделительного конденсатора между полевыми транзисторами и входом DA1.

С целью корректировки тембра в области средних частот в схему установлен резистор R5 — регулятор уровня этого диапазона.

Детали. Микросхему DA1 можно заменить на К544УД2 (с некоторым увеличением Кг — примерно в 1,5 раза). Транзисторы VT1 и VT2 заменяются на любые из серий КП303, КП302, КП307.

Очень удобно применять сборки полевых транзисторов, например КПС104, КПС202, а при изменении полярности питающих напряжений — 504НТ3, НТ4. Необходимо лишь проследить, чтобы напряжение питания не превышало максимально допустимого. Транзисторы VT3...VT5 выбираются с наибольшим h21Э. Конденсатор С5 составлен из двух типа К73-17 по 4,7 мкФ каждый (использовать здесь электролитический конденсатор крайне нежелательно).

Блок тембров эксплуатируется совместно со ступенчатым регулятором громкости на основе галетного переключателя (24 положения). Суммарное сопротивление такого "переключательного" регулятора громкости выбрано равным 100 кОм.

В заключение хочется напомнить о том, что качество (верность звуковоспроизведения) можно "потерять" в любом каскаде звукоусилительного тракта, будь то УМЗЧ, нормирующий усилитель, блок тембров, акустические системы и даже соединительные шнуры. Желательно все "держать" на одном уровне.

Взять хотя бы проигрыватели компакт-дисков (ПКД). Зачастую фонограмма, записанная с ПКД, звучит совершенно одинаково с оригиналом. Но это говорит не столько о высоком качестве магнитофона, сколько о низком качестве усилителей и акустических систем.

Сейчас многие фирмы взялись за ламповые схемы, ибо лампы — самые линейные из существующих усилительных приборов. А сочетание ламп и полевых транзисторов приводит к очень хорошим результатам в достижении высокого качества звуковоспроизведения. Как говорится, "игра стоит свеч".

ЛИТЕРАТУРА

РадiоАматор, 1993, №№ 5—7.
Радио, 1992, № 11 стр. 45.

Радиолюбитель № 9 1998 г.

Метки к статье: КП303, КП302, КП307, К544УД2



Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Введите два слова, показанных на изображении: *

Друзья и партнеры:

Архив новостей

Декабрь 2016 (1)
Ноябрь 2016 (1)
Сентябрь 2016 (3)
Июнь 2016 (1)
Май 2016 (1)
Апрель 2016 (1)
^
 
-->